galik_123


Наводы

Курс - на эстетику и позитив!


Previous Entry Share Next Entry
Москва в русской живописи и поэзии
galik_123

С.И. Светославский. Из окна Московского училища живописи, 1878. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

На Мясницкую улицу в дом Юшкова, приписываемый Баженову, училище переехало в 1845 году. Сейчас в этом здании располагается Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, ректором которой является художник Илья Сергеевич Глазунов. Возможность написать такой вид Москвы из окна академии существует, но церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне, осталась в прошлом.

Зодчество церквей старинных,
Современный прихотливый свод,
Много зданий - высоких длинных,
Улицы неуверенный поворот.

Приходящих теней вереница,
Отрывки неугаданных слов,
Женские мимолётные лица
И смутная память шагов.
15 марта 1899

Это стихотворение написано Валерием Яковлевичем Брюсовым (1873-1924), первым настоящим поэтом послереформенной капиталистической Москвы. Город, в котором многие просто живут, стал для Брюсова естественной средой обитания, источником вдохновения и темой его поэзии:

Я люблю большие дома
И узкие улицы города.
...
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие.
29 августа 1898



С.И. Светославский. Москворецкий мост, 1878. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства
На картине на переднем плане: слева - церковь Святителя Николая Чудотворца (уничтожена в 1930-х), справа - часовня Всемилостивого Спаса (снесена в 1966-м).

Художник Сергей Иванович Светославский (1857-1931) родился в Киеве в дворянской семье. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Сергей Светославский настолько успешно проходил курс обучения (1874-1882) у А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой "Из окна Московского училища живописи" (1878) порадовал не только своих учителей, но собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.
Картина имела и другое важное значение для С. Светославского: она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания: "Из окна Московского училища живописи", "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник стремился показать не только парадные виды города, напротив, его дворик несёт чувство сострадания к неустроенности городской жизни.


С.И. Светославский. Постоялый двор в Москве. (Извозничий двор в Замоскворечье), 1892. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

С конца 1883 года С.И. Светославский постоянно проживал в Киеве. В 1891—1900 годах художник был членом Товарищества передвижников. 1900-е годы стали для него временем напряженных, творческих поисков формы, способной противостоять этюдности, все более проникавшей тогда в пейзажную живопись. С.И. Светославский, также как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие художники, мечтавшие о создании "выставок нового типа", вышел из состава товарищества. Он начал экспонировать свои работы на выставках объединения "Мир искусства" (1901 - 1902) и "36 художников" (1902).
С.И. Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х годов не позволила дальше работать художнику.


promo galik_123 february 19, 2015 19:52 6
Buy for 20 tokens
К настоящему моменту накопилось уже 150 фоторепортажей о Москве. Цифра - подходящая, чтобы начать систематизировать всю собранную информацию. Это заметки о переулках и улицах, музеях, бульварах и парках, любимых уголках Москвы и улицах моего детства. Для удобства пользования этой информацией…

  • 1
Интересные картины,но все таки Василий Блаженный не мог так быть виден с Балчуга))))

Вообще-то, раньше художники-реалисты не искажали действительность. Вид интересный, надо проверить, как сейчас всё это выглядит.

Сейчас Балчуг полностью перестроен.Но все таки Василий далеко,а здесь такое впечатление что он сразу за домами

Придётся ехать!

Это бесполезно,можно только с набережной увидеть,и то не весь)))))

А может быть, это вид из окна дома. Точка - сверху, тем более, что этот художник любил рисовать виды из окон.

Оказывается все было прекрасно видно:)

Он был виден оттуда:

Надо же,фантастика!Никогда бы не подумал

Заходите на Паству. Там есть ответы на многие вопросы :)

Я забываю все время о том что такой ресурс существует))))

Здорово, спасибо!

Вашу благодарность адресуем фотографу, запечатлевшему коронационные торжества 1896 года :)

Картины все какие-то мрачные...

А первая, разве мрачная?

Ну, скажем так, не жизнерадостная.

Сейчас вид из окна намного мрачнее - темно, пасмурно, а на картине солнечно))

Спасибо, и живопись, и поэзия хороши:)

Мне особенно первая картина нравится - такая чистота во всём!

Вид со стороны Москворецкого моста абсолютно неузнаваемый!

Даже и поверить трудно, что когда-то было так!

Великолепные картины, исторически интересные! Очень нравится первая - вид на Москву необыкновенно красив!!

Первая - чудесная, старомосковская какая-то!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account